Сложившийся интерьер можно сравнить со сформировавшейся личностью человека, обладающего уникальными чертами характера. Пространство, созданное из объемов эркеров и ниши, графики лепнины и каминов, света и тени,– душа этого дома.
Любой декор и аксессуары остаются лишь дополнениями, часто важными, способными повлиять на внутреннюю структуру дома, но вряд ли кардинально изменить ее. Детали скорее рассказывают о пристрастиях хозяев, чем о стремлении правильно организовать дом, больше показывают характер дома, чем его историю.
«Законченный» интерьер, как и сложившаяся личность, открыт новшествам и творчеству. С другой стороны, интерьер может быть настолько «сделанным» (а личность – закостенелой), что не позволит внести ничего нового, способного изменить привычный стиль жизни.
Эта квартира – результат серьезной работы – прекрасная иллюстрация того, как созданный архитекторами интерьер ожил, позволив жить и творить хозяевам. Удивительно тонко и деликатно построенный интерьер негласно, исподволь диктует свои правила, не допуская пошлости и декоративных излишеств. Атмосфера этого дома торжественна и полна внутреннего достоинства. Пространство, которое таится в едва уловимых преломлениях света и цвета, в архитектурных композициях и графике линий, формирует этот интерьер.
Квартира, о которой идет речь, расположена в доме, построенном в 1902 году в одном из самых живописных уголков Москвы. Этот фешенебельный дом включал квартиры-апартаменты разной конфигурации и был предназначен для состоятельных жильцов. Квартиры здесь изначально выполняли представительскую функцию наравне с обычными функциями жилья. Таким образом, исторический дом диктовал столь же «исторический» подход к созданию квартиры в нем – с классически спокойным и выверенным интерьером.
Несмотря на в основном современный антураж, здесь сохранился дух времени и места – это и было одной из главных задач Севона Язычьяна, архитектора, работавшего над проектом. По его мнению, архитектор не должен внедряться в «чужое», однажды уже созданное и продуманное пространство: «Ведь это не мой шедевр». Задача архитектора – на основе сложившегося пространства максимально деликатно, не разрушая замыслов предыдущих авторов, «оживить» этот интерьер, вдохнуть в него жизнь. Не декорировать, но организовывать пространство – это единственно возможное внедрение архитектора в жилую среду.
Такой подход диктует не только определенные правила проектирования, но и уважение к существующим «старым» вещам – старым каминам (которые здесь были тщательно восстановлены), парадным, подъездным дверям (здесь старые двери высотой 2.90 м сохранились, а уже за ними появились современные двери), старинным лифтам (в этом доме лифты когда-то были облицованы красным деревом).
На основе этого принципа и был создан интерьер этой квартиры. Его история – это история воссоздания духа того дома, в котором она находится, пробуждения его души.
Первое, что ощущается, когда попадаешь в квартиру, – большое светлое пространство, которое, кажется, является главным «действующим лицом» интерьера. Оно именно ощущается, осознается постепенно, шаг за шагом, взгляд за взглядом. Здесь ничто не мешает его восприятию во всей полноте и самодостаточности. Именно пространство – душа этого дома.
Пространство этой квартиры, атмосфера, которая возникает из сочетаний объемов, плоскостей и линий, настолько продуманно, торжественно, что неминуемо возникает впечатление парадных покоев. По замыслу хозяев квартира должна была сохранить в первую очередь представительскую роль. Функция квартиры как площади для постоянного жилья отступила на второй план, нисколько при этом не утратив своей важности. Квартира получилась репрезентативной по духу и характеру и при этом максимально приспособленной для жизни нормальной семьи. Несмотря на свой представительски-торжественный вид, она сохраняет уют и тепло. Разрешение этого противоречия снова заключено в бережном подходе к пространству.
Квартира общей площадью 360 кв. м. при высоте потолков 3.60 м требовала правильно организованного и точно просчитанного пространства.
Архитектор стремился избавиться от «нарезки» комнат и лишних перегородок, от коридоров, максимально расширяя и увеличивая и без того большую площадь. Это не значит, что коридор не имеет права на существование, но в данном случае в нем не было строгой необходимости, к тому же небольшое замкнутое пространство не отвечало представительским качествам. У хозяев также не было нужды в большом количестве комнат, достаточно обычного набора: кабинет, гостиная, спальня и кухня.
Итак, коридор исчез, и хотя при этом гостиная получилась проходной, отсутствие выделенного коридора еще раз подчеркнуло единство и гармонию общего пространства квартиры.
Интерьер гостиной формируется светом, ровным потоком заливающим всю комнату, и четкими линиями архитектурных деталей. Свет беспрепятственно проникает в комнату сквозь четко прорисованные проемы окон, создавая мягкую игру светотени. Свет и тень подчеркивают строгость рисунка и красоту линий, обрисовывают углы и выделяют плоскости. При этом размытость естественного освещения, его изменчивость становится дополнительным «декоративным» фактором в созданном интерьере. Ведь равномерно яркое искусственное освещение убивает пространство. Благодаря свободному проникновению естественного света интерьер, связанный таким образом с внешней средой, способен постоянно меняться в зависимости от того, что происходит во внешнем мире.
Безупречность и выверенность всех линий в этом светлом интерьере особенно значимы – малейшая оплошность мгновенно нарушит гармоничное бытие этого зала.
Тонкие колонки, обрамляющие эркер и отделяющие вход, большие ровные плоскости белых стен и потолка, лаконичные проемы ничем не закрытых окон – именно это создает торжественный интерьер гостиной. Рисунок оконных рам так же, как и рисунок дверных проемов и порталов, их обрамляющих, играет важную роль в архитектурной композиции комнаты. Графика лепнины потолка к тому же задает определенное движение пространству, подчеркивает его динамичность.
Все остальное – будь то картины на стенах, старинные деревянные санки у стены или старинный сундук, современные диваны или антикварный стол – лишь дополнения. Эти вещи могут меняться местами, двигаться, вообще заменяться на что-то другое – характер гостиной от этого не изменится. В этом интерьере каждая вещь обладает возможностью быть вписанной практически в любую часть интерьера и оказаться там на своем месте.
По такому же принципу освоения пространства созданы интерьеры остальных помещений квартиры – спальни, кабинета и кухни.
Интерьер кухни-столовой обладает своей особой атмосферой – душой. Ощущение теплого, веселого южного солнца присутствует в каждой детали. Деревянные балки на потолке, теплый насыщенный цвет длинных досок паркета, рамы из каштана (который является природным антисептиком), ничем не закрытые большие окна, щедро пропускающие свет, тонкие завитушки изогнутых кухонных полок, плетеные корзины и сундуки – все это заставляет зажмуриться от воспоминаний о ярком южном солнце. Здесь особенно важна связь с внешним миром, который врывается в эту комнату вместе с потоками света.
В спальне исчезает торжественность и холодность белого. Цвет здесь играет главную роль в формировании характера комнаты. Тяжелые темные шторы, глубокий синий цвет стен, ковер на полу – все это призвано создать особое пространство – более интимное и недоступное вмешательствам внешнего мира (кстати, это единственная комната, где окна закрыты шторами).
Ощущение единства и гармонии, созданной точно выверенными пропорциями, объемами, соотношением масштабов как отдельных деталей, так и всего интерьера в целом, присутствует в каждой отдельной части этой квартиры и в интерьере в целом. Благодаря этому сам дом воспринимается как единое целое. Гармония этого интерьера достигается не столько архитектурными и декоративными элементами, сколько обилием света и воздуха, которыми наполнена эта квартира. Именно так «начинается» интерьер дома – с осознанного восприятия пространства, с наслаждения игрой форм, света и тени.