Перелистывая Басё

В одной из комнат этого дома висят светильники Ingo Maurer с поэтическими строками Басе – японского монаха-отшельника, воспевшего природу и жившего так, как живет природа. Следует отдать должное авторам и исполнителям проекта, создавшим оригинальную, красивую квартиру. Она, подобно японским садам, вместила весь мир – и горы, и камни, и воды. Иначе говоря, квартира как объект для созерцания и размышления открывается не одной, а многими гранями своего бытия: философской и эстетической концепциями, особыми взаимоотношениями с пространством и временем. И наконец, в ней скрыта маленькая тайна.

Квартира претерпела качественную перепланировку, результатом которой стал S-образный план, отрицающий упорядоченность и острые углы. Ограниченный внешней оболочкой, он выстраивался, как живой организм, по биологическим законам вечного движения и свободы. В нем нет симметрии, потому что ее нет в природе. Живописная планировка квартиры рассчитана на восприятие в движении, на смену картин и впечатлений.

Как описать дом, в котором есть все, вплоть до тайны? Что поставить во главу угла – пространственные идеи архитектора или декоративные изыски дизайнера? А может быть, искусство семейного уклада, в котором главными персонажами являются дети? Окруженные родительской любовью и заботой, они приобретают все условия для гармоничного развития, и подтверждение тому – каждому по квартире. Сильно сказано? Нет. Не отдельную квартиру на соседней улице, а маленький уголок здесь же,
под родительским крылом.

Планировочный принцип «квартира в квартире» совместил несколько приватных блоков, каждый со своей инфраструктурой от ванной до гардероба. Конечно, такой принцип предполагает наличие большой жилой площади. Но оправдан он бывает не статистикой квадратных метров, а единственно верной их организацией. Достаточно сравнить планы «до» и «после» реконструкции. Организация внутреннего пространства в первом случае имеет сходство с Кносским дворцом Древнего Крита. Во втором варианте даже чертежная графика уже несет в себе положительные эстетические качества и обещание комфорта.

При реализации плана главным критерием отбора отделочных материалов была их экологическая чистота. Качеству работы придавали этическое значение. Материальный мир квартиры сложен из керамики, древесины, хлопка, шелка и живой зелени. И право, достойна уважения семья, отказавшаяся от всех кричащих атрибутов роскоши: золота, хрусталя и царственного порфира.

При создании планировочной композиции архитекторами было предусмотрено все до мелочей – члены большой семьи сосчитаны, пожелания их учтены. Период «ломать-строить» занял немало времени, и к моменту завершения работ на свет появился еще один маленький «цветок жизни». Он настойчиво потребовал отдельный горшок и комнату. На ходу были внесены коррективы. Квартира увеличилась в количественных показателях, не изменив своей качественной природной сути.

Сейчас ее зависимость от времени сказывается в сезонной перемене декораций, которая должна произойти буквально на днях. Весеннее обновление коснется, главным образом, текстильного оформления гостиной и спальни. Это декорационное «излишество» в действительности лишь восстанавливает связь времен и возрождает историческую память о дворцовых интерьерах Франции и России, где было принято два раза в год менять драпировки в соответствии с сезоном.

Основная идея квартиры – вечное движение, заключенное в многообразии интерьерных проявлений. Все комнаты вовлечены в увлекательное движение поясного маршрута. Их ожерелье окружает центральный замкнутый объем – сердце квартиры – кабинет. Маршрут проходит вдоль гостиной, коридора, спальной и детской комнатам. Его непрямолинейная суть обогащает визуальные картины ожиданием тайны. Видимый мир составлен из сегментов пространства с большей или меньшей глубиной. И с каждым шагом кажется, что самое значительное откроется за поворотом. География комнат содержит элемент неожиданности. Пейзаж иных пространств нет-нет, да и мелькнет в проеме двери. Порой захочется изменить маршрут и углубиться в чью-либо частную жизнь. Но не стоит отвлекаться. Очевидцы сказали, что жизнь там протекает по общесемейному «образу и подобию».

В начале маршрута, у самого порога, квартира поставит перед вами сказочную дилемму: налево или направо. Мы поступаем традиционно – по движению солнца.

В гостиной царят изысканная чистота линий и цвета. Неправильной конфигурации план включает квадратную кухню и зал с двумя массивными пилонами, плавно изогнутой стеной и широким окном с выходом на балкон. Пространство плавно перетекает из одного объема в другой. А пилоны и прямоугольные выступы по углам как выразительные конструктивные элементы утверждают незыблемость и покой. Колористическая гамма гостиной напоминает легкую акварельную живопись (быть может, на рисовой бумаге?) с эффектом светящегося белого листа. Трепетные, прохладные тона лимона и салата выделяют музыкальную и телевизионную зону. Кухня и столовая окрашены в более аппетитную оранжевую гамму. Образный ряд декора заимствован из мира тропической флоры. Светильники напоминают тонконогие древесные грибы, а капители колонн похожи на стебли агавы. Изящество и шарм парадной залы держатся на тонкой ниточке нюансов.

Спальня родителей с первого взгляда вселяет покой и умиротворенность. Она стала логическим взлетом акварельного мастерства. Триумф «белого листа», размытых контуров и мягких силуэтов. Это одна из самых сложных живописных задач – «белое на белом». Сколько предметов в комнате, столько и оттенков цвета. Но это не аморфное бесцветие, напротив – мир тонкой интеллектуальной игры «на кончиках пальцев», разговор вполголоса.

Завершает круговое движение по квартире галерея «Волна», длинным шлейфом захлестнувшая несколько комнат. Эффект погружения на дно создается искусственным освещением, волнообразным движением стены и потолка , а также цветовыми ассоциациями. Аквамариновые стены и потолок, песчаного цвета пол. Колонна – как твердь земная. И кроме того, на каждой полке тематические узелки на память – керамические рыбы, крабы, клейма с водорослями и ракушками. Но самое главное – это роспись стены, изображающая морское дно со всеми его обитателями. В основу эскиза легли талантливые рисунки одной из дочерей, которая принимала самое активное участие в осуществлении своего авторского проекта. Привычка с детства ценить красоту природы воспитывает в человеке эстетическую привязанность к простоте и естественности.

Круг замкнулся. Маршрут пройден. В памяти запечатлен образ мягкой, природной красоты. Однако не все так просто. В этой квартире заложен секрет для посвященных и истинных ценителей. Знатокам немало скажет перечисление престижных подробностей – керамическая плитка Trussardi и Marazzi, торшеры и мягкая мебель Ligne Roset, светильники от «Пайл» и Ingo Maurer, сантехника Villeroy&Bosh. «Имеющий уши да услышит». Нарочитая сдержанность и деликатный изыск интерьеров говорит о «дорогой простоте» – аристократической интриге. И если решиться наконец произнести эпитеты «роскошь» и «шик», то в адрес именно этого Дома в центре Москвы, родовитого потомка европейских интерьеров.

План квартиры

Перелистывая Басё
  1. Гостиная
  2. Кухня
  3. Холл
  4. Cтоловая
  5. Спальня
  6. Детская
  7. Гардеробная
  8. Ванная комната
  9. Санузел

Галерея интерьеров

Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Перелистывая Басё
Scroll to top