Новые квартиры хороши всем, кроме одного, — в них нет ощущения преемственности поколений. Поэтому когда нас пригласили в новый дом на Петроградской стороне, мы не ожидали увидеть интерьер родового гнезда. Тем не менее это оказалось именно так.
Квартира создает впечатление уютного семейного дома. Тихая улочка, где он расположен, находится в отдалении от автомобильных магистралей. За окнами — высокие деревья. В прихожей — деревянный комод, над ним зеркало в широкой оправе, наверх ведет изогнутая лестница. Территория частной собственности обозначена плотными очертаниями модерна, характерными для этого исторического места Петербурга. Вступление в жизненное пространство квартиры напомнило интерьеры начала прошлого века, благородный быт давно ушедших времен. Это первое впечатление, виртуозно срежиссированное архитектором, влечет за собой еще одну приятную иллюзию — как будто мы находимся не в многоквартирном кондоминиуме, а в небольшом особняке.
Преодолевая верхние ступеньки лестницы, мы, похоже, вступаем на палубу. Морская символика, экзотические ракушки, модели кораблей — не просто привнесенные колоритные элементы оформления. Эта стилистика естественно отражает легендарную историю, семейную морскую «болезнь». Хозяева поставили перед архитектором одно твердое условие — найти достойное место для семейных реликвий. Однако эти вещи и их действительная ценность для хозяев оказались столь значимы, что выделить для них несколько ниш в гостиной было бы явно недостаточно. По сути, именно эти вещи сформировали интерьер. Морская тема прошла по первому этажу, оставив след волны на зеркале в спальне и рисунок гигантской раковины на стене ванной комнаты, поднялась наверх, в кабинет главы семьи, более всего напоминающий капитанскую каюту, заполнила холл второго этажа и остановилась на пороге гостиной, предлагая погрузиться в благотворное созерцание затейливых передвижений аквариумных рыбок. Гостиная с большим обеденным столом и буфетом, сквозь прозрачные дверцы которого белеет фарфоровый сервиз, вновь возвращает нас в атмосферу уютного особняка.
Всего год назад семья въехала в эту квартиру, и она сразу стала родным домом, без мучительного периода «обживания» и ностальгии, как правило, неизбежной после переезда. Произошло счастливое «попадание в образ», как говорят актеры. Еще на стадии проектирования заказчики сформулировали для архитектора главное качество будущего интерьера: «он должен быть достойным». Что такое достоинство — каждый понимает по–своему. Однако профессиональная интуиция подсказала Александре Казаковцевой это стилистическое решение, адекватное образу мыслей и чувств живущих здесь людей.