Из чего складывается современное жилище? Как и тысячи лет назад, его главные составляющие – стены, пол и потолок, внутреннее наполнение – мебель и свет. Архитектура призвана объединить все эти разрозненные элементы и заставить их зазвучать в унисон.
Сегодня существует определенный набор матери-алов и технических приемов, позволяющих получить вполне завершенный интерьер. И кажется, что скоро вполне сможет повториться всеми любимая история про 3-ю улицу Строителей. Но уже не типовая стенка серии «302-К» будет сбивать с толку жильцов типовых квартир, а типовые приемы дизайнеров, превращающих наши квартиры в набор типовых декораций.
И все же что может произойти с нашим жилищем в руках профессионального архитектора, в чью задачу входило лишь декорирование помещения?
Квартира, о которой пойдет речь, являет собой образец современного дома, «приятного во всех отношениях». Это среднее арифметическое архитектурно-декораторского подхода к дизайну и почти типичный образец устремлений заказчика. Практичное отношение хозяев к площади, планировке, декораторский подход к дизайну, с одной стороны, и типичный набор материалов, технологий, ассоциаций – с другой сделали бы этот дом стандартным вариантом «неоклассического» интерьера, если бы не легкий ироничный подход к классике, свойственный архитектору.
Именно чувство юмора архитектора позволило избежать типовых решений. Его работа в данном случае сводилась лишь к созданию декора, характер которого был предопределен. Для Дмитрия Коршунова это стало своеобразным испытанием, так как к моменту приглашения архитектора квартира уже миновала этап внутренней отделки и была полностью укомплектована. В итоге получилось достаточно хорошо организованное пространство, где на 100 квадратных метрах разместились прихожая, холл, гостиная, кухня, коридор, тренажерный зал (который когда-нибудь превратится в детс-кую комнату), спальня, ванная и многочисленные встроенные шкафы.
Вся квартира выдержана в уютных теплых тонах. Здесь нет присущих истинно «классическим» интерьерам холодности и строгости. Напротив, набор классических приемов уравновешивается вкраплениями современных модернистских деталей. Иногда возникают совершенно невероятные включения – такие, как «висящие» двери, оторванные от проема при помощи зеркальных плоскос¬тей. Или кирпичная кладка (в действительности – кирпичная плитка), внезапно обрывающаяся затейливой линией «обвалившейся» штукатурки. Или кессонированный потолок (с кессонами «наоборот»), который вдруг разбивается крестовым сводом.
Потолок, разбитый в некоторых помещениях на два уровня, объединяет отдельные помещения в единое целое. Эпицентром всей композиции квартиры является гостиная с эркером, где зарождается внутреннее движение пространства, плавной дугой перетекающего в кухню. Оно повторяется затем в виде волнистой линии, объединяющей холл и коридор. Красоту и плавность выведенных линий подчеркивает строго очерченный кессонированный потолок и крестовый свод, акцентирующий переход из холла в коридор. Таким образом, разные уровни потолка, его разнообразный рисунок, игра со светом оживляют спокойный, мягких дух этого интерьера.
Эта квартира напоминает узор в калейдоскопе, сложившийся из разных фрагментов, каждый из которых по-своему красив. Архитектор, виртуозно владеющий всеми архитектурно-дизайнерскими приемами, сумел смешать их в причудливую замысловатую картину, в просторечье именуемую «современной квартирой».