Все когда–то случается впервые — первое испытание, первая работа, первая любовь, наконец. И у каждого человека наступает такое время, когда впервые задумываешься о доме, об уюте. Нет, это не признак старости, скорее начало зрелости. И вот тогда появляется Она — первая квартира. Конечно, до нее были и другие, но все это были временные пристанища и поэтому не вызывали особого интереса. А вот свой дом — это совершенно другое ощущение. Сюда вкладываешь всего себя. И в процессе создания квартиры рождается ее душа.
Для хозяев этой квартиры она — первая. Поэтому на нее возлагалось много надежд и ожиданий, а вот опыта не было. Поэтому не было и четких представлений — какая она должна быть. Они были довольно абстрактными, что в некотором смысле на руку архитекторам — полная свобода творческой мысли. Хотя определения «светлая и в духе города» — ко многому обязывают. Но то и другое удалось. Света здесь столько, что можно создавать время суток по своему усмотрению. Множество режимов освещения — от парадного до интимного, способных изменять и варьировать образ квартиры. Вот она блистает во всем великолепии, а вот — напоминает уютное гнездышко. Свет, считают архитекторы Дилара Фатхелисламова и Мурат Кулиев, — главное действующее лицо любого интерьера. И с этим нельзя не согласиться, увидев все их проекты. Это в основном общественные помещения, где почти всегда существует диктат архитектора над заказчиком, а квартира — совсем наоборот, ведь она создается для конкретных людей. Поэтому был кураж поработать несвойственными приемами.
Но вернемся к свету… В этой квартире он еще и формообразующий архитектурный элемент. Он задает направление, подчеркивает главные оси квартиры, помогает работать пространству, а кроме того, создает игру теней. Мне до сих пор трудно поверить, что и это можно рассчитать.
А отражение духа города здесь начинается еще с планировки — архитекторы почти полностью сохранили историческую, тем более что это ни в коей мере не шло в ущерб удобству и функциональности — эх, умели раньше строить! Две горизонтальные оси организуют пространство. Одна пролегла по линии фасадных окон из кабинета сквозь гостиную в спальню, другая — от прихожей, где ее начало задает «компас» на полу, к гостевой комнате и детским. А ось вертикальная словно проложена лучом света. Рождаясь в гостиной, он пересекает прихожую, набирает силу в парадной столовой, чуть приглушает свой голос в курительной (это, кстати, любимое место хозяина, хотя он не курит) и врывается в кухню, где превращается в блики и растворяется, чтобы через долю секунды родиться вновь.
Прав был Ле Корбюзье, сказав, что «стиль есть единство принципа, который вдохновляет все творчество эпохи и является выражением ее духа и умонастроений. Наша эпоха день ото дня утверждает свой стиль. К несчастью, мы пока не умеем его различить». Сейчас можно сказать и даже более — не только эпоха, но и отдельно взятая личность утверждает свой стиль, и архитектор должен его распознать и облечь в привычные глазу соотношения форм и объемов, ритмов и цитирований. А угадать бывает иногда непросто — так Дилара и Мурат смогли узнать вкусы заказчика только после того, как их первый проект он назвал «слегка легковесным». И тогда они поняли — минимализм здесь не приживется. И началось рождение стиля. Второй проект, предложенный архитекторами, был принят практически без изменений. Квартира получилась очень живой, множество деталей ручной работы — деревянные элементы, кованые аксессуары для камина и дверь в столовую, выполненная по проекту архитекторов, сыграли роль. В интерьерное решение парадной части дома заказчики не вмешивались, а в оформлении кабинета и спальни участвовали с интересом. В результате получились архитектурные портреты: в спальне — хозяйки, а в кабинете — хозяина.
Бывают квартиры, где все вроде бы хорошо, правильно и даже уютно, только вот почему–то нет там легкого дыхания. В этой квартире, напротив, чувствуешь себя очень комфортно, она получилось «светлой» и в этом смысле. Строительство шло очень быстро — 6 месяцев — почти рекорд для такой площади. А заказчик, вопреки существующему стереотипу, доставлял архитекторам только радость. Сейчас строительство закончилось, но архитекторы не ушли с объекта, ведь хозяева доверили им наполнить дом всем необходимым, полностью положившись на их вкус. Поистине такое взаимопонимание — большая редкость. Но теперь проект стал созданием архитекторов от начала и до конца.