На исходе сумасшедшего ХХ века стали вдруг актуальны давно забытые истины, и человек инстинктивно потянулся к патриархальному жизненному укладу. Почувствовав настроение заказчиков, архитекторы и дизайнеры все чаще ищут вдохновение в опыте далекого прошлого.
Этот дом в Коломне (старинном районе Петербурга, освященном именем Александра Блока) похож на десятки других старых доходных домов. В его строгом облике по сей день ощущается великодержавная стать, слегка приглушенная напускным французским изяществом. Новые хозяева квартиры, о которой пойдет речь в нашей статье, пожелали максимально раскрыть ее истинную суть, на протяжении десятилетий спрятанную под толщей нового «культурного» слоя.
Когда-то это были фешенебельные апартаменты. Анфилада парадных комнат до сих пор ощущается в планировке, однако прежний вид этой квартире вернуть уже невозможно. Давным-давно от нее была «отрезана» добрая половина, и поэтому о потенциальных возможностях, заложенных при строительстве дома, мы сегодня можем лишь догадываться. Капитальный ремонт окончательно стер все характерные детали, не пощадив ни лепнины, ни паркетов, ни бронзовых шпингалетов на окнах. Чудом уцелел лишь один из каминов и странная короткая лестница, спрятанная сейчас в кладовой и ведущая «в никуда». Арочные ниши в стенах указывают на былое расположение брандмауэра. От этих объектов – арочных ниш и камина – и оттолкнулись архитекторы, которым суждено было вдохнуть в старые стены новую жизнь.
Каждый элемент просторной прихожей по-своему предсказывает основные черты дальнейших интерьерных находок. Классический орнамент древнегреческих храмов, столь часто цитируемый в эстетике петербургского интерьера, находит свое отражение в обрамлении потолка. На пол, отделанный светлым золотистым паркетом, небрежно брошен ковер. Его цветовую гамму подхватывает выразительное стенное панно, полное динамизма. Разнородность экспрессивного живописного панно и элегантной деревянной вешалки балансирует на грани эклектики, что, впрочем, вполне уместно на рубеже веков.
За дверью с решетчатой расстекловкой скрывается гостиная. Эта просторная комната поделена на две зоны: из прихожей мы попадаем в небольшой холл с камином и барной стойкой, который отделен от гостиной широкой аркой и невысоким подиумом. За арочным проемом начинается зона отдыха. Светлый дубовый паркет и двери из массива свидетельствуют о добротности и основательности всего интерьера. Этот дом призван служить своим хозяевам долго. Это не просто очередная квартира (ведь многие сегодня склонны менять их столь же часто, как меняют перчатки, находя в этом разнообразие). Здесь мы стали свидетелями формирования нового родового гнезда, призванного служить нескольким поколениям этой семьи на протяжении многих лет. Не случайно, выбирая район при покупке квартиры, хозяева остановили свой выбор на Коломне, которая до сих пор сохранила следы своей былой патриархальной красоты.
Говоря о добротности интерьера, нельзя не коснуться технической стороны этого вопроса. Пожалуй, лучшим свидетельством дотошности архитекторов стал сознательный отказ от упрощения технологии отделочных работ. Так, для выравнивания стен многие сегодня предпочитают использовать гипсокартонные плиты, однако здесь были применены традиционные трудоемкие штукатурные работы. Гипсовую лепнину также не назовешь простым украшением, и тем не менее авторы проекта не сочли возможным заменить ее на декоративный багет.
Особого внимания заслуживает камин в гостиной, безупречный с точки зрения стилистики. У него нет прототипов, он был специально спроектирован для этой квартиры и является достойным образцом современного прочтения антологии исторических стилей (его автор – Евгений Парфенов, архитектор-реставратор).
Эту квартиру отличает тщательный подход к выбору декоративных элементов. Опыт создателей этого интерьера может оказаться полезным для тех, кто стремится при помощи современных декоративных средств создать ощущение размеренного и традиционного жизненного уклада. Современные светильники, тронутые патиной, – словно свидетели давно минувших эпох. Тщательно спроектированные шторы несут на себе львиную долю ответственности за декоративное убранство помещений. (Прежде чем приступить к работе над ними, архитекторы достаточно долго изучали «аналоги и прототипы». Дизайн текстиля принадлежит модельеру Яне Павлоградской, отсюда – столь пристальное внимание к каждой складке.)
Для гостиной была выбрана добротная массивная мебель как еще один признак стабильности и равновесия, царящих в этом маленьком мире. Несколько дополнительных штрихов – яркие подушки, небрежно брошенные на диваны, фарфоровые статуэтки, украшающие невысокие консоли, – и создается вполне законченная картина.
Пройдя через прихожую, мы попадаем в проходную гардеробную, смежную со спальней, детской и ванной комнатой.
Спальня хозяев вполне традиционна, она занимает небольшую по площади комнату, и потому в ней нет никакой лишней мебели, только самый необходимый набор предметов. Шелковые занавеси и покрывало привносят в это помещение легкое интимное звучание. Завершает эту композицию пейзаж, выполненный в традициях итальянского неоклассицизма. Он одновременно строг и уютен, и несет отдых утомленному взору, вполне согласуясь с мягкой атмосферой спальни (автор этого полотна – петербургский художник Сергей Гончаров).
Стиль детской был задан камином, который чудом сохранился в этой комнате. Быть может, кому-то покажется, что детская получилась слишком строгой, но именно эту цель преследовали авторы проекта, предложив создать здесь небольшой кабинет. С одной стороны, это решение оправдано функционально, так как дети учатся в школе и им необходимо иметь удобное место для занятий. С другой стороны, упорство, с которым архитекторы настаивали на своем неординарном решении, базировалось на глубоком знании детской психологии. Умным взрослым известно, что дети не любят условности. Они хотят жить по-настоящему в своем маленьком мире.
Впрочем, был и третий аргумент в пользу такого решения: если здесь создается стильная петербургская квартира, то в ней должна быть стильная петербургская детская. Может быть, в новостройках можно идти другим путем. Но здесь и география места, и архитектура дома, и высокое качество, которое было задано изначально, – все требовало к себе особого внимания.
Кухня-столовая разместилась в узкой и длинной комнате, и потому четкое зонирование было здесь не только уместно, но и необходимо. Столовая отделена от кухни пологим изгибом барной стойки, в типичной для современной планировки манере «перетекающих пространств». Такое решение позволяет удобно и функционально расположить места для приготовления и приема пищи, не нарушая стилевое единство интерьера. Дополнительным приемом зонирования является подвесной потолок, благодаря точечной подсветке создающий ауру полуденной прозрачности без контрастных полутеней.
Арочная ниша, занятая прелестной горкой, по-домашнему уютна. Кухонный гарнитур столь же традиционен, как и столовый. Добротная мебель давно зарекомендовала себя как верный признак стабильности и покоя. Зачехленные стулья – прием, нечасто встречающийся сегодня. Но эта трогательная деталь позволяет по-новому взглянуть на современную организацию быта.
Уходя, ненадолго заглянем в ванную комнату, интерьер которой сочетает в себе современные представления о комфорте и остаточные элементы классицизма (арочная ниша в ванной столь же функциональна, сколь и декоративна, напоминая о римских купальнях эпохи заката великой империи). Светящийся подвесной потолок создает атмосферу зимнего сада. Он носит поэтичное название «Небесный свет». Классику и современность роднят стены, точнее, изысканная простота белой керамической плитки.
В целом квартира оставляет приятное впечатление: она открыта, ее достоинства просты и симпатичны. Мера вкуса и профессионализма позволила дизайнерам, не впадая в эклектику, остаться верными новейшей истории интерьера.
Вероятно, именно такой подход обеспечивает успех в поисках смыслового единства: рискуя показаться категоричным, автор считает тщетной любую претензию на стилевое единство в рамках приверженности некой абсолютной идее. Настоящий комфорт многогранен, и его вряд ли увидишь в витрине супермаркета.